Лотки теплотрасс: пригодятся, и не раз!
Среди элементов сборных железобетонных конструкций особую группу изделий составляют ЖБИ лотки теплотрасс (наиболее востребованные типы - Л-4-15/2, Л-4д-8, Л-5-8/2, Л-6-8/2, Л-6д-8, Л-7-8/2 и др.) и плиты теплотрасс (соответственно: П-5-8, П-5-8/2, П-5д-8, П-8-8, П-8-11/2, П-8д-8 и т.д.), предназначенные для их покрытия.
Как лотки теплотрасс, так и покрытия теплотрасс были и остаются одними из наиболее востребованных конструкционных ЖБ-элементов, поскольку строительство теплотрасс в больших и малых населённых пунктах России, обусловленное общим подъёмом экономики, не прекращается ни на минуту. К тому же, бетонные лотки и покрытия теплотрасс обеспечивают сохранность укладываемых в них труб и их устойчивость к подвижкам грунта, сейсмическим и атмосферным воздействиям. Вот почему даже при использовании наиболее современных материалов, таких, например, как трубы в ППУ-изоляции, необходимость в применении изготовленных из железобетона защитных лотков и покрытий теплотрасс не отпадает, а, напротив, постоянно возрастает год от года.
Главные требования, предъявляемые к лоткам и плитам теплотрасс, обусловленные ГОСТом 13015-83 - прочность и устойчивость. Поэтому для изготовления данных элементов используются тяжёлые сорта бетонов, а для армирования применяется высокопрочная и достаточно гибкая сталь классов A-I, A-lll, Bp-l.
К числу наиболее важных эксплуатационных свойств, которыми должны обладать все без исключения лотки теплотрасс и плиты теплотрасс, относятся гидро- и термоизоляция. Лотки теплотрасс и плиты теплотрасс достаточно дёшевы, что является чуть ли не самым определяющим из их достоинств). И всё же, тем не менее, затраты на их приобретение не окупят себя, если собранная из ЖБ-конструкций теплотрасса не обеспечит защиту труб от грунтовой влаги, способствующей коррозии, а также от утечек содержащегося в теплотрассах воздуха, являющегося естественным термоизолятором. Герметичность соединений и отсутствие зазоров между состыкованными лотками и плитами покрытий обеспечиваются как тщательностью изготовления подобных конструкций, в частности, стыковых соединений, так и нанесением специальных изолирующих обмазочных мастик. Как правило, гидроизоляция обмазочного типа выполняется непосредственно при укладке и состыковке, когда лотки теплотрасс и плиты теплотрасс помещают в траншеи. Однако довольно часто данную операцию с целью экономии времени осуществляют и предварительно, ещё при складировании элементов будущей теплотрассы на стройплощадке. При достаточно грамотно выполненной гидро- и термоизоляции лотков теплотрасс и плит теплотрасс, и, в особенности, стыковых соединений, срок службы укладываемых в лотки труб может быть продлён в несколько раз.
Ещё одним несомненным преимуществом теплотрасс, монтируемых из сборных железобетонных конструкций, является быстрота укладки и эксплуатационная практичность. Теплотрассы, собранные из таких конструционных элементов, как Ж Б-лотки теплотрасс и ЖБ-плиты теплотрасс, очень удобны при проведении плановых проверок и ремонтов, поскольку сложность работ при этом сведена к минимуму: теплотрасса раскапывается, крышки лотков снимаются, трубы заменяются, а сами железобетонные лотки теплотрасс, как и плиты теплотрасс, не нуждающиеся в замене, продолжают служить еще долгие десятилетия.